Последние новости

АНОНС! Чемпионат Нацгвардии Украины по рукопашному бою в Харьковской области

Подробнее

АНОНС! Чемпионат Харьковской области по рукопашному бою среди взрослых

Подробнее

Поздравляем наших спортсменов с призовыми местами на Кубке Украины по рукопашному бою!

Подробнее

Поздравляем Василенко И.В. с присвоением звания Судьи национальной категории!

Подробнее

ВИКТОР СТЕПАНОВИЧ МУНТЯН, кандидат наук по физическому воспитанию и спорту, доцент, Doctor of Philosophy, Ph.D., Physical Training and Sports Sciences, I-й Дан по рукопашному бою, КМС по специальному многоборью.

В 1991 году В.С. Мунтян внес проект изменений в Правила соревнований по рукопашному бою, предусматривающий проведение поединка без остановки времени (для оценивания технических действий). Впервые, на базе ХОО «Динамо» в Харькове, организовал и провел семинар-тренинг, целью которого являлось привлечение боковых судей к оцениванию поединка (путем заполнения судейских записок).

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РУКОПАШНОГО БОЯ КАК ВИДА СПОРТА

Рукопашный бой – это синтез боевых искусств, объединяющий в себе ударную технику руками и ногами, технику борьбы, выполнения болевых и удушающих приемов. Это относительно молодой вид спорта, который возник в результате объединения наиболее эффективных технико-тактических действий и методик подготовки из различных видов единоборств.

В основу методики рукопашного боя положены критерии эффективности и надежности, результативности и стабильности технико-тактических действий и психологической устойчивости бойцов.

Анализ эффективности соревновательной деятельности по рукопашному бою, кикбокингу, универсальному бою, панкратиону и другим видам единоборств, где проводятся поединки в полный контакт, показал, что победителями и призерами соревнований, как правило, становится спортсмены, овладевшие в достаточной степени ударной техникой руками из бокса, ударной техникой ногами, а также подсечками, бросками, болевыми и удушающими приемами из других видов единоборств.

Из исторического обзора развития боевых искусств (единоборств) прослеживается закономерность, показывающая, что у различных народов формировались «свои» стили, виды и направления, исходя не только из их оптимальной эффективности, но и из учета местных традиций, которые часто преобладали над эффективностью. Многие виды и системы восточных единоборств перенасыщены национальными традициями и канонами, а это отрицательно влияет на эффективность подготовки бойцов [1, 2, 9, 10].

Популярный знаток боевых искусств Брюс Ли выступал против слепого следования канонам и считал, что они лишают творчества и являются помехой во время ведения поединка. Итогом такого протеста стало создание собственного стиля Джит-кун-до (опережающего кулака) или, как он сам говорил, «стиль без стиля» [1, 2, 9].

Кикбоксинг, как вид спорта, возник благодаря признанию специалистами факта превосходства техники работы руками из бокса над техникой из каратэ во время ведения поединка в полный контакт.

Принято считать, что мастер айкидо использует энергию нападающего противника против него самого и постоянно ставит его в неудобное положение, склоняя к отказу от нападения. Однако «в чистом виде» айкидо не совсем эффективно в реальном поединке. Так, например, боксер или рукопашник, как правило, не наносит свой удар с шагом правой вперед и не «оставляет» руку сопернику для захвата и выполнения эффектного приема.

Однако необходимо отметить, что в рукопашном поединке:
– у спортсмена, ранее занимающегося боксом, наиболее уязвимы ноги (в случае применения подсечек или ударов по ногам (low kick). Также, определенным образом, могут привести к дезориентации удары соперника ногами по корпусу или в голову после серии из ударов руками;
– для борца неожиданными могут быть удары руками и ногами в голову, туловище или по ногам (low kick), то есть применение различной ударной техники руками и /или ногами;
– у спортсмена, занимающегося одним из самых жестких стилей контактного каратэ
– Киокушинкай, притупляется бдительность в плане возможного нанесения ударов руками в голову, так как правилами соревнований они запрещены.

Большой популярностью у молодежи пользуется тхеквондо из-за преобладания (около 80%) ударов ногами. Однако это и является самым большим недостатком, так как в контактном поединке целесообразнее применять ударную технику руками в голову, руками и ногами в туловище, а также технику борьбы.

В результате исследований выявлено, что чем больше представители «традиционных школ» привязаны к своим канонам, тем они хуже проводят реальные/контактные поединки по причине укоренения стереотипа.

Таким образом, становится очевидным актуальность изучения рукопашного боя как спортивного вида единоборства, представляющего собой синтез боевых искусств, который объединяет ударную технику руками и ногами, технику борьбы, выполнения болевых и удушающих приемов.

Исторический обзор развития различных видов единоборств (боевых искусств) дает основание констатировать, что самбо Виктора Спиридонова, Василия Ощепкова, Нила Ознобишина и других специалистов, где использовалась противодействующая сила нападающего противника против него самого, возникло раньше (в 20-х гг. XX-го столетия), чем айкидо Морихея Уэсибы (в 50-х гг.) [5].

В. А. Спиридонов, например, заявлял, что искусство самозащиты помогает одержать победу всеми имеющимися средствами, поэтому в реальном поединке нельзя придерживаться какой-либо одной системы, никогда не охватывающей всех многочисленных и многообразных положений и ситуаций, а необходимо использовать все полезное и из других видов. В. А. Спиридонов и В. С Ощепков считали, что только в соревнованиях занимающиеся могут проявить себя, выявить недостатки в своей подготовленности, и что только соревнования являются определенным итогом проделанной работы [3, 5, 6, 11].

Знаменитый эксперт НКВД по рукопашному бою Н.Н. Ознобишин писал, что нет ни одного «чистого» стиля, который был бы хорош для всех случаев., В связи с этим необходимо отметить, что современная система рукопашного боя может претендовать на исключение из данного правила, так как она оптимально объединяет в себе (использует) технико-тактический арсенал и методики из других видов единоборств [5, 6, 11].

Ряд авторитетных источников подчеркивают, что основоположники самбо В.А. Спиридонов, В.С. Ощепков, Н.Н. Ознобишин, И. Солоневич и другие изучали и практиковали джиу-джитсу, дзюдо и другие виды как восточные (ушу, каратэ), так и западные – английский бокс и французский сават. Доказательством тому являются сами работы вышеперечисленных специалистов: «Руководство самозащиты без оружия по системе джиу-джитсу» (В.А. Спиридонов, 1927 г.); «Искусство рукопашного боя», на основе английского и французского бокса, американской вольной борьбы – кэтч и японского дзю-дзюцу (Н.Н. Ознобишин, 1930 г.); «Самооборона и нападение без оружия» (И. Солоневич, 1928 г.), где автор подчеркивает: «…это соединение бокса, борьбы и джиу-джитсу». В.С. Ощепков создал свою систему, включая элементы боевых искусств Японии, Китая, Европы и даже Америки. Также следует подчеркнуть, что именно школа В.С. Ощепкова и легла в основу современного спортивного раздела самбо [4, 5, 11, 12].

Став спортивным видом единоборств, самбо потеряло то смысловое значение, которое было заложено изначально в это понятие. С выходом на спортивную арену началось разделение самбо на спортивный и боевой разделы. Боевой раздел затем начали называть «самозащита без оружия», хотя «самбо» означает то же [5, 6, 7].

Градация на олимпийские и не олимпийские виды ставит самбо в другую категорию рассматриваемых видов. Но для рукопашного боя как раз самбо со своей неотъемлемой частью – боевым разделом и является тем остовом, на котором он базируется как вид единоборства, и из которого почерпнул основные свои начала [5, 6, 7].

Вопрос объединения технико-тактического арсенала из различных видов единоборств и боевых искусств в настоящее время является особенно актуальным. Практика показала, на примере соревнований по рукопашному бою, панкратиону, боям без правил, К-1 и др., что обычно на дальней и средней дистанциях применяется ударная техника руками и ногами, на средней и ближней дистанциях – ударная техника руками, локтями и коленями, а в партере и лежа спортсмены стараются проводить болевые и удушающие приемы. Очевидно, что спортсмен, владеющий перечисленным арсеналом технических приемов, имеет гораздо более широкий диапазон тактических возможностей [5, 7, 8].

В 80-х годах XX ст., в результате проведения огромной работы по изучению других видов единоборств, было объявлено о создании системы рукопашного боя как одной из самых эффективных систем ведения боя. Но, с выходом на спортивную арену, рукопашный бой также потерял свою привлекательность, несмотря на огромный технический арсенал. Соревнования по рукопашному бою в течение многих лет проводились по правилам ВУКО (Всемирной организации бесконтактного каратэ-до), где оценивалось первое (не всегда эффективное) техническое действие. Поединок мог быть остановлен для того, чтобы объявить, что «у спортсменов равные возможности» и т.д. [5, 6, 7].

В 1991 году (автором статьи) был внесен проект изменений в Правила соревнований по рукопашному бою, предусматривающий проведение поединка без остановки времени (для оценивания технического действия). Впервые, на базе ХОО «Динамо» в Харькове, организован и проведен семинар-тренинг, целью которого было обучение судей, направленное на то, чтобы поединок оценивали боковые судьи (путем заполнения судейских записок), а не рефери. Это привело к очередному возрождению спортивного варианта и наложило свой отпечаток на прикладной раздел этого вида единоборства [7].

В августе 2002 г. в городе Калаврита (Греция) Всемирная Федерация Единоборства Панкратион (W.P.A.F.) провела международный семинар-форум, где была предъявлена программа возрождения панкратиона как олимпийской дисциплины. Таким образом, был очевиден интерес к панкратиону и перспективность его развития как олимпийского вида. В тексте «Представления возрождаемого панкратиона Украины» от 2 июля 2003 года отмечено: «…атлетам разрешается применять практически весь арсенал технических действий борьбы вольной, греко-римской, самбо, дзюдо, восточных единоборств, бокса и кикбоксинга». Это нонсенс! Ведь говориться о возрождении Панкратиона, а не о создании нового стиля, который объединяет и «разрешает» использование приемов из других видов. «Признание» на Олимпийских играх в Афинах в 2004 году Панкратиона как олимпийского вида, могло объединить другие федерации вокруг него (Панкратиона)…

На своеобразие технико-тактического мастерства бойца влияют такие факторы как: вид единоборства, которым он занимался ранее или отдает предпочтение в данный момент; особенности школы единоборства, где он занимается в данный момент, существующие отличия в рамках одного вида / школы (предпочтение ударной или бросковой технике) и т.д.

Во время соревнований или реального поединка практически все участники (представители различных стилей) проводят его (поединок) «общепринятым», естественным для боя способом, то есть, используя те технические действия, которые могли бы обеспечить победу в конкретной ситуации, а не по каким-то вымышленным канонам с использованием шаблонной техники. Ведь задача состоит в том, чтобы технически и тактически обыграть противника, то есть – победить.

Вопрос влияния Правил соревнований на применение технико-тактического арсенала и на рисунок проведения поединка в целом является весьма актуальным. Целесообразность применения определенны технических действий (приемов) продиктована правилами и положениями о проведении соревнований и характером судейства (с остановками времени после каждого технического действия или без); оценка ударов и бросков по баллам (когда, выполненные удары руками и ногами в голову оцениваются выше, чем в туловище, проведение болевого или удушающего приема оценивается как «чистая победа» и т.д.). Поэтому спортсмены стараются проводить более «оцениваемые» приемы. Однако это не касается ударов ногами в голову, которые оценивается выше, чем в туловище. В данном случае спортсмены не хотят рисковать, оказавшись в одноопорном положении с высоко поднятой ногой. Основным сдерживающим фактором является недостаточный уровень физической и технической подготовленности спортсменов, а также их психологической устойчивости.

В рукопашном бое особенно остро стоит вопрос комбинирования в одном эпизоде поединка ударной техники руками и ногами с проведением подсечек, бросков; борьба в партере, проведение удержания, болевого или удушающего приема. Поэтому спортсмены высокого класса, во время ведения поединка и соревновательной деятельности в целом сочетают как эффективную, так и эффектную составляющие, подчеркивающие их технико-тактическое мастерство и индивидуализм.

Источники информации
1. Долин А.А. Кэмпо – традиция воинских искусств / А.А. Долин, Г.В. Попов – М. : Наука, 1990. – 429 с.
2. Линдер И.Б. Диалог о боевых искусствах востока / И.Б. Линдер, В.П. Фомин – М.: Молодая гвардия, 1991. – 367 с.
3. Лукашев М.Н. 10 тысяч путей к победе / М.Н. Лукашев – М. : ФиС, 1982. – 176 с.
4. Лукашев М.Н. Родословная самбо / М.Н. Лукашев – М. : ФиС, 1986. – 160 с.
5. Мунтян В.С. Синтез боевых искусств. Стратегия, технико-тактическая и психологическая подготовка / В.С. Мунтян– Х. : ХГАФК, 2001. – 76 с.
6. Мунтян В.С. Оптимизация специальной подготовки в рукопашном бое с учетом индивидуальных особенностей спортсменов // дис. … канд. наук физ. воспитанию и спорту. – Х. : ХГАФК, 2006. – 195 с.
7. Мунтян В.С. Современная система рукопашного боя / В.С. Мунтян // Боевые искусства: ключи к совершенству. Технологический центр. – Х. : – № 6. – 2009.– С. 21–23.
8. Мунтян В.С. Прикладные аспекты психологии деятельности человека в экстремальных условиях и ситуациях : монография / В.С. Мунтян. – Х. : Право, 2014. – 248с.
9. Оранский И.В. Восточные единоборства / И.В. Оранский – М.: Сов. спорт, 1990.– 80с.
10. Панченко Г.К. Нетрадиционные боевые искусства. Европа и Азия / Г.К. Панченко – Х. : Фолио; Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 388 с. 11. Тарас А.Е. Боевая машина: Руководство по самозащите / А.Е. Тарас – Минск : Харвест; М. : ООО АСТ, 2001. – 592 с.
12. Харлампиев А.А. Система самбо / А.А. Харлампиев – М. : ФАИР-ПРЕСС, 2004. – 528 с.

В дальнейших планах автора - освещение результатов исследования (анализа видеозаписей) соревновательной деятельности двух чемпионатов Украины по рукопашному бою и двух чемпионатов мира по универсальному бою.